Saraswati group

О студии

Бхаратанатьям

Народные индийские танцы

Новости

Фотогалерея

 

БХАРАТАНАТЬЯМ

Традиции классического индийского танца в Индии более 2000 лет. Историю танца отсчитывают обычно от периода создания Натья Шастры. - трактата о драме и музыке, многие правила и требования к танцу которого до сих пор применяются в танце. Автором Наятья шастры считается святой мудрец Бхарата, жизнь которого относят к периоду от 200 г. до н.э. до 200 года н.э. Конечно, нельзя с определенностью сказать, как выглядел танец даже тысячу лет назад. До нас дошли только записи о танце в южноиндийской литературе, изображения танцоров на стенах храмов, записи в храмах о танцорах. Однако вполне можно утверждать, что многие черты танца, которые он приобрел много столетий назад - сохранились и продолжают входить в основы многообразия классических стилей Индии. На протяжении веков стили каждого региона совершенствовались, все новые и новые движения, образы и приемы появлялись в танце. В Южной Индии сложилось несколько стилей исполнения, и один из них - Бхаратанатьям.

История стиля многовековая, однако, достоверно можно проследить то, как он выглядел на глубину трех-четырех столетий. За это время менялись и термины, и движения, и исполняемые номера, содержание, музыкальная составляющая также менялась и развивалась вместе со стилем. Стиль рождался и изменялся на территории таких современных штатов как Тамил Наду, Карнатака, Керала, входивших в свое время в одно южноиндийское королевство, управляемые династиями Паллава и Чола, а сегодня, поскольку со временем в этих штатах появились свои местные разновидности танца, стиль считается принадлежащим штату Тамил Наду.

Название стиля можно перевести как Индийский танец (Бхарата - одно из названий Индии, натьям - танец) или танец Бхараты - Бхарата назван автором трактата Натья Шастра. Также одна из интерпретаций - по слогам - Бха-бхава - чувство, Ра - рага - музыка, та - тала - ритм. Это название стиль получил во времена возрождения индийской культуры, за которыми последовали и времена освобождения Индии от власти английских колонизаторов. Предыдущие названия стиля - Дассиаттам, Садир.

Изначально танец исполнялся в храмах танцовщицами девадаси (служанки бога). При храмах существовали целые деревни танцоров, также прихожане храма часто отдавали своих дочерей в служительницы храма. Во времена расцвета культуры при храмах насчитывалось до 400 девадаси. Если танцоры храма нравились правителю, то отдельные танцовщицы или целые их деревни, и сам храм удостаивались даров, имена многих танцовщиц увековечены в записях на стенах храмовых комплексов. Танцы девадаси выполняли разнообразные функции. Сами девадаси считались женами божества храма, поэтому одной из их обязанностей было развлекать храмовое божество, танцуя для него. Также танцовщицы исполняли свои номера в период фестивалей, когда храмовое божество (часто в храме для этого существует специальное выезжающее "мурти" - изображение божества) вывозилось за пределы храма на колеснице, сопровождаемой процессией музыкантов, браминов, танцоров и верующих. При храмах также существовал институт наттуванаров - учителей-мужчин, обучающих и тренирующих танцовщиц, а также аккомпанирующих танцовщицам во время выступления. Многие правители были покровителями храмов, науки и искусств, иногда сами также являлись авторами стихотворных или музыкальных произведений, иногда также и танцевали. Постепенно танец вышел за рамки храма, появились также и придворные танцовщицы раджадаси.

Также существовали и семьи певцов и музыкантов, хранящих южноиндийский классический стиль музыки Карнатик - который также являлся аккомпаниментом для танцовщиц Садира. Из такой семьи музыкантов вышли такие известные реформаторы Садира, как Танджорский квартет - четыре брата, придворные музыканты при правителях Чола, которые внесли большой вклад в кодифицирование танца, при которых появились многие черты танца, который мы знаем сегодня (адаву - танцевальные элементы, "кирпичики" технической составляющей танца, "маргам" - программа танцевального выступления, содержащая танцевальные номера, разные по сложности и содержанию).

С приходом в Индию английских колонизаторов и с постепенным обеднением правителей, наблюдался также и общий упадок культуры. Не избежал этой судьбы и Садир. Он был возрожден и восстановлен во времена борьбы за независимость индийского народа. Нам известны такие имена борцов за возрождение танца, как Кришна Айер (южноиндиский адвокат, который для привлечения внимания к этому виду искусству не только устраивал вечера южноиндийского классического искусства, но и сам был исполнителем танца), Рукмини Деви Арундейл - браминская девушка, вышедшая замуж за англичанина, и активно боровшаяся за возрождение искусства, восстановление его репутации в глазах индийского общества. Рукмини Деви довольно поздно начала обучаться стилю - в 25 лет, и вскоре организовала институт танца Калакшетра, которая стала первым центром, распространяющим национальное наследие (танец, музыку, ремесла) в возрожденной Индии. Множество исследователей проводило розыски танцоров и учителей, которые продолжали хранить искусство несмотря на небрежение общества, поэтому в наши дни внутри стиля существует много школ. Самые известные из них - подстили Калакшетры, Панданаллур, Важувур, Танджавур и ряд других.

Подстиль Калакшетра сформировался в институте изящных искусств Калакшетра в Ченнае. Ее основатель Рукмини Деви обучалась стилю Панданаллур, очистив его и введя строгие и жесткие правила как в движениях, так и в репертуаре, установив довольно высокую степень стилизации, которую школа хранит неизменными на протяжении многих десятилетий. Также при Рукмини Деви сложился и современный костюм для танца Бхаратанатьям, который был разработан ею вместе с европейскими портными - костюм является стилизованным образом сари, изысканно драпированном на танцоре. За время существования школы многие ее ученики стали известными исполнителями, многие из них основали свои школы. Это такие известные имена, как Лила Самсон, чета Дхананджаянов, профессор Чандрашекхар и многие, многие другие.

Подстиль Панданналур - разные учителя подчеркивают разные особенности этого стиля по-своему - одни делают акцент на естественности и глубине абхинаи-пантомимы, другие делают акцент на сложности, четкости и прыгучести технического аспекта - в случае Панданаллура современному зрителю будет сложно сделать заключение о его особенностях, увидев одного или двух его исполнителей, так как передаваясь по цепочке от учителей к следующему поколению исполнителей он неизбежно видоизменяется, отображая способности, талант и предпочтения каждого следующего исполнителя в нескончаемой цепочке учитель-ученик. Известные исполнители этого подстиля - Аллармель Валли, Васундара Дорасвами, Минакши Читаранджан.

Сегодня Бхаратанатьям известен во всем мире, учителя этого стиля живут, преподают, создают танцевальные программы не только в Индии, но и во множестве других стран.

Члены студии "Сарасвати" также рады быть частью огромного мирового сообщества, хранящего эту древнюю традицию и искусство, богатейший источник, объединяющий мелодию, ритм, религиозное чувство и человеческий характер, поэтические образы, истории и легенды Индии и красоту движения.

Наталия Оболенская - преподаватель стиля Бхаратанатьяма в Студии Сарасвати обучалась стилю в Индии у Шримати Падмы Сампатхкумаран (школа Нритьям, Дели), которая в свою очередь обучалась у Чокалингама Пиллея и Нилы Баласубраманьям.

В репертуаре коллектива - танцы, поставленные Шримати Падмой Сампатхкумаран, и танцы, поставленные Наталией Оболенской.

   


Народные
индийские танцы


Фотогалерея

Контактный телефон: 8-926-248-63-92 (Наталия)


Студия "Сарасвати" ВКонтакте